Широкая масленица

Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!

Ведь потом долгих семь недель нельзя будет веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Народ и по сей день верит, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя.маслен.2

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица первоначально была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

В советское время Проводы зимы отмечалась как противовес Масленице. Массовики-затейники веселили население как могли, но отголоски народной традиции всё же были.

Забытые вековые традиции на протяжении последних двух десятилетий возрождаются стараниями тех, кто любит и по-настоящему ценит народную культуру.

масл.5С 1995 года в Харитоновском саду (Екатеринбург) сотрудники областного Дома фольклора совместно с мужчинами, изучающими рукопашный бой, впервые провели традиционные народные гуляния в Прощёное воскресенье (последний день Масленицы).

Харитоновский сад стал с того времени местом, где собираются люди, чтящие традиции русского народа на Среднем Урале.масл.7

Сюда приезжают те, кто «сам себе праздник», любой может проявить себя и поучаствовать в общем гулянии. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье, принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что обычно отвечают: «Бог простит! И я прощаю».

Много веселых, потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица — объедуха, деньги — приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост».

После окончания Божественной литургии в Вознесенском храме народ начинает заметно прибывать в харитоновский сад, где всё готово для народного гуляния.

Масленица со своей свитой открывает народные гуляния, работают множество площадок, где люди участвуют в состязаниях и забавах.

Затем проходят кулачные бои «стенка на стенку». Любой из толпы может присоединиться к бойцам и получить сполна удовольствия от чувства коллективной силы в этой старинной русской боевой традиции.

Взятие снежного городка — это не менее захватывающее зрелище. Штурм идёт непрерывно, охотников проявить свою удаль — великое множество, и крепость всегда будет взята и разрушена, чучело Масленицы из крепости будет сожжено на костре.масл.2

Обязательно при этом исполнение масленичных песен, люди желают весеннего обновления и прогоняют надоевшую всем зиму.

После завершения общего гуляния Харитоновский сад постепенно пустеет, кое-где ещё слышна игра гармошки и пение. О чём же эти песни? Они разные: исторические, лирические, военные, но всех их объединяет одно свойство: они живут в народе сами по себе. Народ их выбрал для себя. Авторов у народных песен нет, они – плод коллективного творчества самого народа.

Народные традиции — часть культуры любого народа. А культура — это многовековой пласт, состоящий из целого комплекса самых разных культурных ценностей. Чем их больше, тем интереснее, самобытнее история данного народа. Этот пласт помогает жить последующим поколениям, не «изобретая велосипед», а продолжая лучшие традиции своей страны, своих предков! Благодаря именно традициям, происходит очень важная вещь: осуществляется связь времён, почитание и уважение прошлого, пополнение его своими новыми достижениями! У нас в России есть немало традиций, которые прошли через призму многих лет, и ценятся людьми: например, многочисленные народные промыслы или праздники.

Наступил Великий пост, и до 1 мая (Пасха) православный народ обращает особое внимание к своей душе, надо постараться исправить жизнь, приблизиться к Богу.

Пресс-службы од ЦТНК ГО Сухой лог

(24)

Комментирование запрещено