Небесный покровитель храма

НАШ НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ

СВ. АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

Апостола Иоанна Богослова называют часто «апостолом любви». Всю свою жизнь, всеми деяниями и писаниями проповедовал он христианскую любовь. Когда Иоанн состарился, и у него не стало сил ходить, ученики приносили его на руках на собрания верующих. Когда же и говорить ему стало трудно, он все время шептал: «Дети мои! Любите друг друга!»

Удивляясь этому, ученики спрашивали его:
— Зачем ты, учитель, повторяешь одни и те же слова?
— Слова эти — заповедь Спасителя, — отвечал Иоанн, — и эта заповедь содержит весь закон.

Святой Иоанн учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В своих писаниях он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Апостол был назван Церковью «богословом» за то, что написанные им Евангелия и послания отличаются возвышенностью, проникновением в тайны бытия и истории. Вся христианская Церковь глубоко чтит его, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом — символом высоты полета его богословской мысли.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Соломии, младшим братом апостола Иакова. Зеведей обладал значительным состоянием, имел работников и пользовался уважением в обществе, имея доступ к первосвященнику. Мать Иоанна, Соломия, упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

Иоанн стал сначала учеником Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе, как об Агнце Божием, берущем на себя грехи мира, он вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем. Постоянным спутником Господа он сделался после чудесного улова рыбы на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе с братом Иаковом, последовал за Христом.

Из евангельских повествований следует, что Иоанн и Иаков были в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входили в число приближенных Господом учеников. Только этих троих апостолов Иисус сделал свидетелями своего Преображения и Гефсиманского моления.

Во время Тайной вечери Иоанн припадал к груди Иисуса. Вместе с Петром, когда все другие апостолы разбежались в страхе, он проник на двор первосвященника и присутствовал при начале суда над Христом. Затем бесстрашно стоял у креста Христова и принял от распятого Учителя поручение позаботиться о его Матери. Иоанну одному из первых дано было убедиться в воскресении Христа.

Иоанн упомянут среди апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:2), от Марка (Мк.3:17), от Луки (Лк.6:14), а также в Деяниях апостолов (Деян.1:13). О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий.

После Вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын. Лишь после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.
Всю энергию своего духа апостол направил на то, чтобы искоренить язычество и утвердить святую веру. Предметом его особенных забот были семь малоазийских Церквей — в Эфесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Преимущественно же он жил в Ефесе.

О судьбе апостола повествует его ученик Прохор, постоянный спутник и помощник во всех делах и странствиях. По пути к берегам Малой Азии, куда направлялись Иоанн с Прохором, корабль их был разбит бурей, но все спаслись, кроме Иоанна Богослова. Его носило в водной пустыне, по промыслу божиему, сорок дней, пока он не был выброшен на берег к ногам горюющего по нем Прохора.

Отправившись в город Эфес, Иоанн и Прохор нанялись на работу в общественную баню, владелицей которой была злая и грубая женщина, по имени Романа. По языческому обычаю, в основание этой бани были закопаны живыми юноша и девушка. С тех пор в ней жил бес и каждый год кого-нибудь топил. В тот год утоплен был отрок по имени Домн. Отец не вынес смерти сына и от горя скончался. Романа, по злобе своей, во всем обвинила Иоанна, который работал истопником. Она стала кричать, что юноша скончался от угара, и в итоге заявила, что если Иоанн не воскресит Домна, то умрет сам. Неописуемым был ужас Романы, когда Иоанн, помолившись, воскресил не только юношу, но и его отца. Затем он именем Христа связал беса и изгнал его из города. Это чудо настолько потрясло Роману и жителей Эфеса, что многие горожане сразу же обратились ко Христу.

Во время праздника в честь богини Артемиды апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.

Во время гонения на христиан, начатого императором Домицианом, апостол, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа Иоанн был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на полупустынный остров Патмос, “за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа”. Там он удостоился великого откровения о будущих судьбах Церкви и мира, которое и изложено им в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова.

На судне, которое везло Иоанна в ссылку, находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, язычники попросили Кинопса отомстить Иоанну. Но по молитве апостола морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Святой Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех местных жителей, принявших святое крещение.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили, сотряслась от грома. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес. Христиане показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, апостол Иоанн решил дополнить то, что в них было пропущено и что он, как последний оставшийся очевидец, хорошо знал. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько сект, которые отрицали божественное достоинство Господа Спасителя. Необходимо было предохранить верующих от этих учений.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры — о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о таинстве Причащения. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово» (Иоан. 1:1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его » (Иоан. 20:31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три соборные (т.е. окружные послания). Главная тема, звучащая в них — христианам надо научиться любить: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:7-8).

О последующей деятельности апостола предание сохранило несколько замечательных свидетельств, показывающих, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских Церквей Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. Иоанн, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику. При виде апостола юноша смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, прежде чем совершенно примирил его с Церковью.

Любовь святого Иоанна к людям превращалась в пламенную ревность, когда он встречал лжеучителей, развращавших верующих. Однажды в общественной бане он встретил еретика Керинфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. «Пойдем скорее отсюда, — сказал апостол бывшему с ним ученику, — я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание».

Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью.

До последних дней своей жизни он собирал вокруг себя учеников, среди которых были знаменитые впоследствии мужи — св. Поликарп и Папий. Когда настало время отшествия апостола Иоанна из этого мира, он удалился за пределы Эфеса с семью учениками и повелел выкопать в земле крестообразную могилу, в которую лёг, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землёй. Ученики с плачем целовали своего любимого апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лицо его платком и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола… Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае, 21 числа, выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных. Гробница Иоанна Богослова сделалась местом паломничества христиан. Иоанн Богослов в старину среди русского народа почитался наставником иконописцев. В “Сказании о святых” ему полагалась особая молитва об изучении иконного дела. В русских прописях и азбуковниках XVII в. содержались стихи ап. Иоанну как учителю иконной живописи. Память его Церковь чтит 26 сентября.

Подготовил Виктор Попов

Источник: журнал «Врата небесные» № 4, 2011

(708)

Комментирование запрещено